Онлайн-курсы и Политология

Автор: Мария Железнова
Сегодня мы хотели бы вам рассказать историю возникновения такого современного феномена, как онлайн курсы - а также то, какими они бывают, и чем будут полезны людям, интересующимся политикой и политологией.

Одним из первых, кто разместил свои курсы в интернете, был профессор Индианского университета Дэниэль Хики; это было в 2008 году. Тема курсов - «Оценка практики, принципы и стратегии», участниками стали 500 студентов, и запуск финансировала компания Google. Его оценки были весьма положительными, однако сразу же выявилась определенная проблема: большинство студентов не могли долго концентрировать свое внимание на теме, некоторые не дослушали и первую лекцию, некоторые не прошли курс до конца. По данным Пенсильванского университета на 2013 год лишь 4% учащихся на платформе онлайн-курсов Coursera полностью закончили выбранный ими курс.

Этот факт говорит о том, что заинтересованность студентов в нем со временем падала, и одна из причин - уровень мотивации тех, кто проходил курсы. В первые годы их появления доказательство прохождения курсов - сертификат об их окончании - не считался работодателями в качестве официального документа, и их попросту не принимали. Более того, каждая лекция длилась достаточно долго, и к ее окончанию студент терял концентрацию. Решением данной проблемы стало изобретение микрокурсов Coursmos. Идея их разработчиков - получение базовых знаний по той или иной теме в формате набора несколькоминутных видео. Такой «быстрый» формат позволяет проходить обучение более эффективно.

Создатели данной платформы черпали вдохновение на просторах YouTube - они заметили тренд, что наиболее большой популярностями пользуются короткие видео протяженностью 1-3 минуты. На данный момент Coursmos насчитывает более 420 тысяч пользователей, и уже привлек $680 тысяч инвестиций.

Сегодня рынок онлайн-курсов в России и во всем мире стабильно растет. Разнообразие тем курсов огромно, как и разнообразие их платформ и видов. Подобрать курс можно в зависимости от очень многих критериев: платные/ бесплатные, с сертификатом об их окончании или без, с необходимостью выполнять домашние задания, с возможностью поддержания контакта с наставником и другими студентами и многие другие. Главное преимущество таких курсов в том, что можно получить желаемые навыки и умения в любом месте и в любое время, подстроив их под свой индивидуальный график.

1 389 127 733 рублей - общая стоимость купленных в России онлайн-курсов в 2018 году

38% из них - курсы по бизнесу, которые являются наиболее популярными

14% - по программированию

По прогнозам аналитиков, к 2021 году рынок российского онлайн-образования вырастет до 53 млрд рублей при среднегодовом росте 20%.

Пожалуй, сегодня самая известная платформа - Coursera, где можно пройти как краткосрочные курсы для приобретения какого-то определенного навыка, так и получить степень магистра любого университета из списка партнеров, который невероятно огромен - от Стэнфорда, Принстона и Колумбийского до МФТИ и ВШЭ.

Какие же современные курсы рынок предлагает тем, кто решил посвятить себя политологии?

К примеру, на базе НИУ ВШЭ разработан курс «Введение в современную политическую науку», стартующий в сентябре 2019 года, продолжительностью 10 недель. Дисциплина является вводным курсом в современную политическую науку. Цель курса - ознакомление студентов с базовыми понятиями, подходами и категориями мировой политической науки в ее сегодняшнем состоянии. Он состоит из коротких видеолекций от 5 до 15 минут длиной, внутри которых встроены неоцениваемые вопросы. На каждой неделе будет представлен оцениваемый тест; итоговый экзамен будет также состоять из тестовых заданий.

Также, на платформе Academic courses в сентябре стартует курс «Специализированный онлайн-курс по коммуникации и политическому анализу» на базе Центра Коммуникаций в Испании и Университета Алькала де Энарес. После окончания курса студенты будут понимать среду политики и официальных учреждений, могут участвовать в избирательной кампании или управлять ей, иметь знания, о том, как обращаться с новейшими инструментами маркетинга, обращаться со всеми методами опроса и их интерпретации. Длительность - 6 месяцев.