Классическая демократия: Афины.

Автор: Никита Сидоров
Перед тем как перейти к обсуждению демократии как политического феномена в Древних Афинах предлагаю "договориться о терминах".

Еще с уроков обществознания в средней школе мы помним, что демократия (от др.греч demos (народ) + kratos (правление)) - это форма правления, при которой власть принадлежит народу. Уже с этого момента возникает множество вопросов:

  • Что есть "народ"?
  • Какой тип участия для него предусмотрен?
  • Насколько широко или узко следует трактовать сефру его правления (компетенции)?
На самом деле, на эти вопросы нет универсального ответа. Тем не менее, то КАК вы на них отвечаете помогает определить о какой "модели" демократии идет речь.

Политический контекст

Чтобы понять как демократия сформировалась в Афинах необходимо проследить общую тенденцию формирования полисов в Древней Греции.

С 800 по 500 год до н. э. происходило формирования греческих полисов, городов-государств (или городов-республик). В целом, причины их появления и развития довольно логичны. В города обычно объединялись множество малых поселений, часто расположенных на береговой линии (хотя были и такие, которые находились в центре Пелопоннеса, как Спарта). В большинстве своем они располагались на торговых путях, что и приводило к экономическому развитию. С другой стороны, как отмечает Андерсон:

Именно формирование рабовладельческой экономики - в горном деле, в сельском хозяйстве и в других ремёслах "сделало возможным внезапный расцвет греческой городской цивилизации" (Андерсон, 2007, с. 38). В ранних полисах во власти доминировала "клановая" и "племенная" иерархия. С течением времени, политическая преемственность нарушалась правлением "тиранов" или автократов (650 - 510 годы до н.э.). Их "режимы" были ситуативными и сильно зависели от баланса сил на политической арене. Вследствие этого, довольно часто правители шли на уступки "среднему классу", укрепляя экономическую самостоятельность малых и средних фермеров, что привело к усилению их политического влияния. Предпосылкой зарождения демократического образа жизни обычно считается появление независимых в экономическом и военном плане граждан в условиях относительно небольших и компактных поселений (Finley, 1983; Mann, 1986; Dunn, 1993)

Политический идеал

В целом, политический идеал Древних Афин был прекрасно изложен в надгробной речи, приписываемой Периклу, выдающемуся политику, стратегу и гражданину. Она не дошла до нас в оригинальном виде, а была переработана Фукидидом (Фукидид. История, 1981), тем не менее в ней отражено понимание демократии современниками Перикла (IV век до н.э.). Пару моментов в ней заслуживают отдельного внимания.

Так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш строй называется народовластием. В частных же делах все пользуются одинаковыми правами по закону. Кроме очевидного определения демократии, Перикл утверждает равенство прав граждан, что является фундаментом афинской демократии. (NB: важно помнить, что гражданство в Афинах было не инклюзивным, а скорее эксклюзивным, и при населении в приблизительно 180 тыс. человек, граждан из них было от 30 до 60 тыс. человек.)

Еще одним элементом политического идеала Афин было соотношении между личным и государственным: индивиды могли подобающим образом самореализоваться и жить в почете как граждане лишь в полисе и при помощи его.

Добродетель индивида - то же, что добродетель гражданина (Lee, 1974).

Политическая организация

Теперь предлагаю перейти к обсуждению политических институтов в Древних Афинах.

Структура афинской демократии Для выборов (или отбора) делегатов афинские граждане собирались на Пниксе (Pnyx), холме расположенном рядом с Акрополем. Сейчас мы перейдём рассмотрению самых важных органов государственного управления в Афинах.

  1. Народное собрание (Экклесия) — основной функцией данного органа было голосование по законам, разработанным в Совете Пятисот. Созывался не менее 40 раз в год, с кворумом в 6 тыс. человек (просто потому что на Пниксе больше граждан не помещалось). Отбор были многоступенчатым, но как не странно именно то как он проводился было достоинством афинской демократии. Дело в том, что: основным методом отбора в Афинах была жеребьёвка, обеспечивающая политическое равенство среди граждан(буква «А» на схеме).
  2. Совет Пятисот занимался руководством текущими делами (финансы, пополнение и содержание флота, государственное строительство), а также разрабатывал законопроекты, по которым затем голосовали в Экклесии.
  3. Народный Суд (Гелиэя), как ни странно, занимался судебными разбирательствами. Самое важное, что дела разбирались почти каждый день, соответственно и суд заседал ежедневно, только состоял он из 6000 судей(5000 основных и 1000 запасных), избираемых также по жребию.
  4. Тактики и стратеги — сухопутные и морские командиры, которые выбирались, а не назначались жеребьёвкой. (Буква «В» на схеме)
В Афинах существовали и другие органы управления, например Комитет 50 (внутри Совета Пятисот) или Архонты (должностные лица), но раскрытие всей политической системы Афин потребовало бы отдельной статьи. Даже из вышеописанных институтов видна отличительная особенность Афин: сочетание двух методов отбора — жеребьёвки и выборов. Первая обеспечивала политическое равенство и справедливую репрезентацию, а вторая помогала выбрать наиболее компетентных.

Критика

При всей привлекательности афинской модели, у неё было множество недостатков. Самый очевидный из них — гражданство. У рабов не было права избираться и выдвигаться на должности. Аристотель вообще считал их собственностью (Аристотель, Политика, книга I).

Что же касается более системной критики демократии, то ее можно найти у Платона в его диалоге Государство. Вкратце ситуацию можно охарактеризовать следующим образом:

Когда индивиды свободно могут делать все, что им нравится, и требовать равных прав, независимо от их способностей и участия, итогом довольно быстро может стать создание на первый взгляд привлекательного и разнообразного общества. Однако в конечном счете главными итогами будут потакание и попустительство, подрывающие уважение к политическому и нравственному авторитету (Дэвид Хелд, Модели демократии, глава 1). Данный отрывок хорош особенно тем, что очищает платоновскую критику от метафор (как в случае с кораблем и кормчим), что позволяет целиком сфокусироваться на теории.

Более того, важно помнить, что юность самого Платона была омрачена упадком демократии. Пелопоннесская война (431 — 404 до н.э.), суд и смерть Сократа (399 году да н.э.) сильно повлияли на его убеждения.

Итоги

В конце хотелось бы отметить, что модель, характерная для Афин не может рассматриваться вне политико-социальных условий эпохи. Рабовладельчество, свобода от бытовых забот, малые территории создали уникальные условия для процветания Афин в целом, и афинской демократии в частности.